По теории когнитивной нагрузки (Cognitive Load Theory), предложенной Джоном Суэллером (
Sweller, 1988;
Sweller, 1994), мозг тратит много ресурсов при столкновении с чем-то новым и сложным. Если в свободное время мы берёмся за организацию ярких мероприятий, ездим в незнакомые места, пробуем необычные развлечения или участвуем в соревновательных играх, мы фактически сохраняем высокую когнитивную нагрузку. В итоге мозг не уходит в режим расслабления — он продолжает работать «на высоких оборотах».
Сабина Зоннентаг (
Sonnentag, 2001) и Соннентаг Фриц (
Sonnentag & Fritz, 2007) выделяют важность психологического отстранения от напряжённых задач для полноценного восстановления. Если выходные наполнены ответственностью (надо всё успеть и продумать) и конкуренцией (выиграть в игре или одержать «победу» в любом новом челлендже), расслабиться и «отключиться» не получается.
Дополняет картину модель DRAMMA (Detachment, Relaxation, Autonomy, Mastery, Meaning, Affiliation), предложенная Ньюманом, Тэем и Динером
(Newman, Tay & Diener, 2014). В ней подчёркивается ценность релаксации и психологического отстранения, когда мы не пытаемся превзойти себя или других и не берём на себя новые обязательства.