Звучит эффект так:
Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. А высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах.
Пример в реальной жизни:
В 1995 году американец Макартур Уиллер совершил очень амбициозное ограбление двух банков. В порцессе ограбления он даже не пытался спрятать свое лицо и во всей красе был запечатлен камерами наблюдения. Грабителя показали в вечерних новостях, и уже через час его задержала полиция.
Когда Уиллера арестовали, он удивился:
— Но я же намазал лицо лимонным соком!
Приятель Макартура решил в очередной раз прикольнуться, и поведал ему, что лимонный сок делает человека невидимым для камер наблюдения.
Эта история вдохновила Даннинга и Крюгера на серию экспериментов, чтобы подтвердить свою гипотезу:
Некомпетентные люди не могут осознать свою некомпетентность, поскольку недостаточно компетентны для этого.
Эксперименты проводились с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете.
Эксперимент №1.
Сперва студентов попросили оценить свое чувство юмора. Затем им раздали по 30 шуток и предложили поставить им оценку по 11-бальной шкале (1 балл – совсем не смешно, 11 баллов – очень смешно). Для контроля психологи использовали оценки этих шуток известными комиками.
Выяснилось, что студенты, которые гордились своим чувством юмора, плохо отличали смешные шутки от несмешных. А те, у кого действительно было чувство юмора, свою самооценку занизили.
Эксперимент №2.
Студентов усадили решать логические задачи. На этот раз их попросили не только оценить свои способности, но сравнить себя с однокурсниками. Также студенты должны были предсказать, насколько хорошо они справятся с заданием.
Результат оказался все тем же: способные студенты проявили скромность, а неспособные поставили себе высокие баллы.
Эксперимент №3.
Следующим был тест по английской грамматике. Эксперимент проходил так же, как и предыдущий, но с одним отличием: после теста студентам показали решения других участников и попросили поставить им оценку. Затем предложили еще раз оценить свои способности.
И тут выяснилось что:
«Отличники» после знакомства с чужими работами повысили свою самооценку. А вот самооценка двоечников не изменилась и по-прежнему оставалась высокой.
«Отличники» давали чужим работам более точную оценку, чем «двоечники».
Выводы:
1. Некомпетентные люди не могут правильно оценить свою компетентность (что и требовалось доказать).
2. Некомпетентные люди не могут правильно оценить компетентность других.
3. Если компетентность человека повысилась, то и его самооценка становится более объективной.
Как применять в жизни?
В первую очередь важно всегда вооружаться здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже.
Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности.
Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.