Начнем с того, что кризис обычно воспринимается как что-то негативное. Но с точки зрения психологии, кризис - это переходный этап, означающий, что в жизни человека что-то поменялось, и то, что работало раньше уже не работает.
Конечно это вызывает фрустрацию и некоторый негатив у человека, но само по себе событие скорее созидательного характера нежели разрушительного. В общем не нужно бояться или стесняться кризисов. Это вещь! ;)
По мнению психолога Эрика Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов. Каждый соответствует своему возрасту.
А теперь по порядку:
1 Кризис новорождённости
В момент своего рождения ребёнок наиболее беспомощен. У него нет ни одной сложившейся формы поведения. В этот период очень важно как заботятся о ребенке. Если его потребности в полной мере удовлетворяются, то развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, если наоборот – недоверие к нему.
2 Второй кризис (примерно 1 год)
Ребенок начинает чему-то учиться, особенно чистоплотности. Если приучение к горшку проходит спокойно и с пониманием, ребенок получает опыт автономии и свободы. А вот если контроль слишком строгий или слишком непоследовательный, то это может привести к развитию у ребёнка стыда или страха потери контроля над организмом.
3 Кризис трех лет
От двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с осознанием ребенком своей самостоятельности, осознанием себя отдельным человеком.
Если ребенку свободно позволяют строить собственные планы, осуществлять их и поддерживают в неудачные моменты - это способствуют развитию у него чувства инициативы. А вот если всё время ругать ребенка за неудачи или безответственность, в этом возрасте это может привести к его покорности и к склонности к чувству вины.
4 Кризис семи лет
Жизнь ребенка в социальном плане сильно меняется. Он идет в школу. Старые модели общения исчерпали себя.
Основные признаки этого кризиса:
- потеря непосредственности. Ребенок начинает задумываться какое значение для него будет иметь каждое действие;
- манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает строить из себя умного, строгого и т. д.;
- симптом "горькой конфеты". Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.
5 Кризис подросткового возраста (возраст 12-14 лет)
По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Возможно, это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков.
Суть кризиса в том, что у них появляются такие потребности, которые они пока не могут удовлетворить из-за своей недостаточной социальной зрелости.
В этом возрасте подростки начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.
Поведение может поменяться кардинально: многие становятся грубыми, неуправляемыми, всё делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания или, наоборот, могут замкнуться в себе.
Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и перестраивают свои отношения с ним, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис потреплет немало нервишек.
Устали? Ну ладно, ближайшие лет 15-17 можно выдохнуть ;) Но потом бах и…
6 Кризис 30 лет
Можно его назвать “кризисом смысла жизни”. Именно с приходом этого кризиса обычно связаны поиски смысла существования.
Обычно в это время человек меняет представления о своей жизни. Иногда это приводит к полной утрате интереса к тому, что раньше было важным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
Происходит переоценка ценностей. Человек больше копается в себе и иногда по-новому открывает собственную личность.
Считается, что кризис 30 лет возникает из-за нереализованности жизненного замысла. А дальше есть 2 варианта развития событий:
Если активно происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной личности», то человек приходит к тому, что до этого вообще не по тому пути шёл. И в этом случае его дальнейшее развитие могут «сковывать» семья, профессия, привычный образ жизни. Появится желание всё перестроить.
Или же жизненный путь выбран верно. И тогда привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает человека, а развивает его личность.
7 Кризис 40 лет
Он же кризис середины жизни. Состоит из критической оценки и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени.
Очень часто переоценка приводит к пониманию того, что жизнь прошла бессмысленно. Может развиться депрессия.
Но всё может быть не так болезненно. Этот кризис сильнее накрывает тех, кто до этого склонен был избегать самоанализа и отрицал перемены, происходящих в его жизни и в организме. Так что будьте к себе внимательнее, пожалуйста.
Успокаивает то, что у подавляющего большинства людей переход в средний возраст происходит незаметно и плавно.
Суть же этого кризиса в повышении интереса к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях жизни.
8 Кризис – ухода на пенсию
Первое, что дестабилизирует - это нарушение привычного режима и уклада жизни. Часто человек переживает, что он еще вполне дееспособен, но при этом невостребован, «выброшен на обочину жизни».
Снижение социального статуса и потеря сохранившегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния.
Очень важно в это время найти для себя другую деятельность, которая принесет моральное удовлетворение и придаст смысл дальнейшему существованию.
Напоследок хочу сказать, что возрастные кризисы у каждого человека происходят в своё время и приведенная выше градация по возрастам схематична.
И да прибудет с нами сила пройти все кризисы мягко и продуктивно.