Вы пробовали ставить планировщик на телефон и прописывать чек-листы, а может даже проходили тренинг по тайм-менеджменту? Но всё равно не научились планировать? Или вы даже составили план, но так и не смогли ему последовать? Почему так?
Возможно несколько причин нашим неудачам в планировании. Перечислю их. Выбирайте, что касается лично вас.
1. Планируем мы благодаря неокортексу - это самая молодая часть нашего мозга. По силе своего влияния самая слабая. А за эмоции и инстинкты отвечает наш рептильный мозг. Самый старый отдел.
Если между планами и эмоциями согласия нет, то бесполезно прописывать дела. Получится как обычно: хотим одно, а делаем другое.
Нашему рептильному мозгу очень важны комфорт и безопасность. Поэтому чтобы уговорить сойти его с протоптанной дорожки и начать жить по-новому потребуются некоторые усилия.
Но не всё безнадёжно. В психологии и коучинге есть много классных инструментов, чтобы настроить слаженную работу хочу и надо. В конце статьи вы найдете несколько упражнений..
2. Есть еще одна вероятная причина. На самом деле планировать у нас получается отлично. Но при этом, наша мудрая психика понимая, что человек ее чересчур перенапрягает, начинает сопротивляться.
Это может проявляться в нежелании выполнять те задачи, которые раньше легко давались, в ощущении усталости, даже после длительного сна, в зависании в интернете, просмотре сериалов, повышении или снижении аппетита. Так начинается эмоциональное выгорание. Об этом я подробнее расскажу в следующей статье.
3. А еще есть такой термин, как “Ошибка планирования” предложенный Канеманом и Тверски в 1979 году. Простыми словами это такое искажение в нашем поведении, связанное с излишним оптимизмом и недооценкой времени, требуемого для выполнения задачи.
Оказывается, мы очень даже склонны недооценивать сроки, финансовые затраты, будущие риски наших планируемых задач. Даже если у нас был опыт выполнения аналогичных задач, нам кажется, что следующий раз мы справимся быстрее, лучше или качественнее. А когда этого не происходит, это приводит к негативным переживаниям, и желание что-то планировать дальше отпадает.
Что можно сделать:
- предусмотреть планы реализации. Продумать все возможные варианты развития событий (от самого негативного к самому позитивному). Это снижает уровень оптимизма, побуждает нас заняться задачей раньше и быть готовым к возможным препятствиям;
- можно прогнозировать по аналогам. Опираться на свой опыт решения подобных задач или опыт близких, коллег, знакомых и других людей. Не приукрашивая результаты, а как есть.
Упражнения, чтобы примирить "хочу" и "надо":
Упражнение 1
Как определить, какие есть внутренние запреты?
Спросите себя когда последний раз вы задумывались над ситуацией, в которой для вас были «хочу» и «нельзя». Именно «нельзя», а не невозможно.
С невозможностью примириться легче, чем с внутренним иррациональным запретом.
Прислушайтесь к себе, какими голосами внутри вас звучат ваше желание и запрет на его реализацию.
На кого похожи эти голоса?
Мужские они или женские?
Что у них за интонации?
Попробуйте почувствовать себя, слушающего эти голоса – сколько вам там лет? Что вы делаете? Чего хотите? Что вам там можно, а что нельзя?
Упражнение 2
1. Возьмите три стула (назовем их Хочу, Надо и Могу)
2. Два из них поставьте их друг против друга (Хочу и Надо)
3. Определите, какой из стульев будет вашим «Хочу», а какой вашим «Надо»
4. Возьмите любую большую мягкую игрушку (собаку, медведя и т.п), если игрушки нет, можно взять, просто подушку. Это та ваша часть, с которой вы конфликтуете.
5. Садитесь на стул, напротив «сажайте» свою часть. Вы сидите на стуле «Хочу», а медведь или подушка на стуле «Надо» и наоборот
6. Проговаривайте своему оппоненту все, что происходит в вашей душе, можно его обнять или побить!
7. Когда закончите этот диалог поставьте в стороне стул «Могу», сядьте на него и посмотрите со стороны на все происходящее
8. Если необходимо возвращайтесь в позиции «Хочу» и «Надо» снова и снова, пока не найдете решение.
«Могу» - это вы только Взрослый и Могущественный и вам все под силу сделать правильный вывод и принять самое удобное для вас решение!
И, если ситуация совсем запущенная, я как всегда посоветую обратиться к специалисту. ;)
Упражнение 3
Найдите 10 минут свободного времени и сядьте в тихом помещении, так чтобы никто не отвлекал. Возьмите ручку и бумагу и дополните предложения:
Мне никогда не надо _____________
Мне всегда надо _____________
Мне не стоило ______________
Пишите все, что приходит в голову. Посмотрите на каждое получившееся предложение и задайте себе три вопроса:
Откуда ты пришло?
Ты настоящее или фейк?
Хочу ли я тебя оставить?
Скорее всего, вы вспомните «автора» каждой установки. Это может быть отец или мать, авторитетная учительница, которую вы боялись в школе, или же в голове будет звучать голос начальника. Словом, возникнет чувство, что этот голос явно «не ваш».
Упражнение 4
Напишите два некролога, посвященные самому себе. В одном некрологе опишите, как сложилась ваша жизнь, в которой вы так и не решились свернуть с проторенного пути. Вы жили по принципу «надо» — каков ваш итог? В другом варианте сочините историю, которая произошла с вами после того, как вы отважились на свои «хочу». Что вы оставляете после себя?
Сделайте паузу для глубоких размышлений, а на следующий день напишите на листе бумаги, что бы вы сделали в первую очередь, если б не были связаны обязательствами. Это могут быть не просто слова, а картинка, символизирующая ваши устремления. Повесьте листок на видном месте.