Эксперимент Альберта Бандуры.
Целью эксперимента Альберта Бандуры было изучить, будут ли дети в условиях относительной свободы действий и без надсмотра повторять определенные агрессивные действия, увидев ранее как их совершают взрослые.
Для эксперимента отобрали 72 ребенка из детского сада при Стэнфордском университете со средним уровнем агрессии и разделили на группы.
Ход эксперимента:
Ребенка заводили в комнату в которой в одном углу он мог играть с интересными игрушками, а в другой находился взрослый и его игрушки: конструктор, надувная игрушка Бобо и некоторые игрушечные инструменты (пистолетик, молоточек и тп.)
Взрослый либо просто играл в конструктор (проявлял неагрессивное поведение) либо сначала играл, а потом начинал разными способами (в том числе вербальными) обижать куклу на глазах у детей.
Результаты:
Дети наблюдавшие неагрессивное поведение так и не обижали куклу Бобо.
Дети же, которые наблюдали различное агрессивное поведение, проявляли агрессию по отношению к кукле. Более того, они не только повторяли все действия, производимые взрослым, они демонстрировали значительно больше самостоятельных агрессивных действий.
Дети, в основном, имитировали поведение взрослого своего пола больше, чем противоположного.
Мальчики чаще девочек имитировали физическую агрессию. В проявлениях вербальной агрессии разницы по полу не обнаружено.
Выводы:
Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы.
Так же этот эксперимент подтвердил предположение теории социального научения о возможности научения определённому поведению через наблюдение его и дальнейшем проявлении уже в новых условиях, без присутствия модели.
Этот эксперимент остается одним из самых известных в психологии. Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей. И все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения.